Разноцветное детство

И все-таки жизнь — это дети. И сладко посапывающий «ясельник», и с серьезным видом разрабатывающий песочницу маленький мужичок, и без пяти минут первоклассник, выводящий загогулины в тетради в косую линейку, вольно или невольно настраивают на мирный, жизнеутверждающий лад. А если маленькое чудо не одно, если их, таких разных, но в чем-то похожих, три сотни человек? Как найти подход к каждому, сделать так, чтобы было ему в садике хорошо и уютно, как дома? За ответом на этот непростой вопрос мы отправились в детский сад, удостоенный звания лучшего.

Тепло, светло, красиво и… спокойно — такое несколько необычное для детского учреждения впечатление произвел садик в первые минуты нашего в нем пребывания. Потом мы поняли, в чем тут суть — когда дети заняты интересным делом, желание плакать, кричать и капризничать отпадает само собой. А заняться здесь действительно есть чем.

Заходим в башкирскую группу.

— Здравствуйте! — дружно приветствуют дети. — Хаумыхыгыз!

Группа оформлена в башкирском стиле, ее украшение — юрта, куда радушно «приглашают» пожаловать хозяева — сшитые своими руками куклы в национальных костюмах. Рядом с юртой — пасека: деревянные домики-ульи и пчелы. С другой стороны расположилась ферма — из ворот коровника выходят буренки, подвозит сено трактор. Процесс производства и реализации молока прослежен полностью: «действуют» здесь и молочный комбинат, и супермаркет. На языке педагогики это называется сюжетно-ролевыми играми, призванными знакомить ребенка с окружающим миром.

Несколько смутило то, что в группу (так же как и в действующую в садике татарскую) ходят дети разного возраста — от малышей до подготовишек. Зная, сколь значительна бывает в юном возрасте разница даже в полгода — и в развитии, и в интересах, задаю этот вопрос заведующей детским садом Риме Фатиховне Ильиной.

— Для детей это даже лучше, — тут же развеивает она мои сомнения. — В группе царит семейная обстановка: старшие помогают малышам, малыши многому учатся у старших. Особенно нужно это тем ребятам, у которых нет братьев и сестер.

Из-за дверей кабинета английского языка доносится бойкая речь сразу нескольких детишек. Заглядываем — и попадаем в уютную комнату с камином и видом на Лондон. И сидят за столиком не просто Алсу с Сабиной и Эмиль с Русланом, а персонажи известной сказки «Теремок», только в английском варианте: тут тебе и Маус, и Фрог, и прочие. «Уроки» английского языка, которые ведет педагог дополнительного образования Эльмира Раисовна Нугуманова, — у детей одни из самых любимых. Добавим: для родителей они совершенно бесплатны.

Также бесплатны в детском саду занятия с логопедом (как известно, в частном порядке стоят они недешево). Действуют две логопедические группы — работают два специалиста. Результаты просто потрясающие: мальчик Миша, которого мы застали на занятиях с логопедом Лидией Николаевной Шурыгиной, не произносил 12 звуков, страдал дефицитом внимания — ему было трудно сосредоточиться. Сейчас хорошо говорит и вдумчиво читает.

В музыкальном зале разучивали песню «Рукавичка», а в спортивном тренировались юные физкультурники. И снова, уже в который раз, удивило то, с какой любовью и выдумкой все здесь сделано: и лабиринт, и островки для прыжков, и улитка, через домик который нужно ловко проползти. И даже обычный канат тут не канат, а вытянувшаяся змея с забавной головой.

— Все это мы сами шьем и делаем, — попутно поясняет Рима Фатиховна. Физкультура и спорт в садике — на одном из главных мест, это путь к здоровому ребенку. Потому активно действует секция «Крепыш» по профилактике плоскостопия и коррекции осанки, секция тенниса, зимой дети бегают на лыжах — их закуплено аж 35 пар.

А теперь о том, что вряд ли можно увидеть в каком-нибудь другом садике, где к делу подходят формально. Речь — об особых уголках, под которые используются любые имеющиеся закутки. Вот подводное царство — таинственный мир океана с его обитателями. А тут — экологическая аллея: медведь, барсук, лиса, слои земли и минералы и даже жучки в брелочках, которых, как рассказывает старший воспитатель Флюза Мухамадьяровна Мухамадеева, дети с удовольствием рассматривают. Под лестницей расположилась пещера древнего человека: и сам он тут в одежде из шкур, и его посуда из скорлупок кокоса и грецкого ореха, и орудие труда — топор, и наскальные рисунки. Ну кто из ребят откажется побывать в гостях у такого персонажа? Со временем в садике планируют оборудовать свой планетарий, а пока его «заменяет» другая комната со звездным потолком — кабинет релаксации. Вспоминая, как в детстве мы любили зайти в темную комнату, полную неведомого, и смело закрыть за собой дверь, можно представить, насколько хорошо ребятишки чувствуют себя под ночным небом со светящимися звездами и умиротворяющей музыкой.

Есть в детском саду и свой «музейный комплекс», куда входят мини-музей имени М. В. Нестерова, где экспонируются картины башкирских художников, а также этнографический музей. Последний украшают старинное зеркало, чугуны, домотканые ковры, другие предметы прошлого, а на веревке под потолком висят ощипанные гуси.

Многие идеи по оформлению интерьеров детского сада принадлежат еще одному работающему здесь интересному человеку — Евгении Владимировне Кириловой. Изостудия «Фантазия», которой она руководит, полностью отвечает своему названию. Дети создают шедевры, используя разнообразные трафаретики, выдувая краски через трубочку, в ход идет множество других оригинальных способов.

Выслушивая добрые слова в адрес членов коллектива, я все больше и больше задавалась вопросом: как удалось в одном месте собрать столько талантливых, любящих свое дело людей? Рима Фатиховна, работающая в детском саду с момента его открытия в 1988 году и пятый год — в качестве заведующей, только улыбнулась:

Звуки Мише подчинились.— У нас 75 процентов коллектива трудится здесь уже более 10 лет. Молодежь, конечно, тоже набираем. Идут к нам охотно, проблем с кадрами нет.

При этих словах я едва не разрыдалась в голос, вспомнив ужасы родного садика: ни психолога, ни преподавателя английского, воспитатели меняются как перчатки, и все это под извечные разговоры о низкой зарплате.

— Мы работаем ради детей, — как бы отвечая на мой мысленный вопрос, продолжила Рима Фатиховна, — я всегда воспитателям говорю: пусть вы чего-то не знаете, главное — чтобы детей любили. И еще одно правило: не кричать и не повышать тона. Что касается разговоров на тему, кто за такую зарплату будет работать хорошо, то я считаю так: пришел — работай как положено. Вот как у нас — пришли и работают с душой.

И еще один показатель: садик любят не только дети, но и их родители. Они самые активные помощники во всех мероприятиях, всегда готовы сделать для детского сада все возможное. «Мы — как одна семья» — эта фраза, произнесенная Римой Фатиховной, служит самым верным ответом на вопрос, почему 310-й — лучший.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *